Ну, допустим, вздумалось мне поучаствовать в боях роботов (v). Ситуация маловероятная, конечно, я бы с большим удовольствием поучаствовал в других боях. Но пускай мне нужен боевой робот. Знаний, полученных в школе, институте, на производстве и так просто где-то, достаточно, чтобы это чудо современной инженерной мысли появилось на свет.
Пускай мне нужна одна штука кусючо-бадающегося железа на колесиках для защиты фермы от стаи злобных саблезубых кроликов. Гипотетически. Двадцать первый век и все такое. Я могу сконструировать корпус боевой машинки, разработать сборочные чертежи и принципиальную схему из типовых блоков, написать управляющую программу и прошить ее в микропроцессор. Я знаю, где купить необходимые заготовки, радиодетали и электромеханические узлы. А также умею работать простым электроинструментом и могу вырезать листы металла необходимой формы, просверлить нужное количество отверстий и свинтить все это до купы. Затем спаять платы управления и прочие блоки питания. Короче говоря, могу собрать такую штуковину как конструктор в детстве, это не намного сложнее.
Но вот если задача усложнится и стаи хищников будут осаждать ферму настолько плотно, что добраться до радиомагазинов и металлобазы будет невозможным. Что случится? Все плохо. Даже если у меня будет токарный станок я не знаю как правильно изготовить винт и гайку. Вернее знаю по книгам и даже в школе когда-то делал и то и другое, но сейчас… А как быть с электродвигателем или блоком питания? Как в теории изготавливается печатная плата я читал, но сам никогда даже не пробовал сделать такую хотя бы методом позитивной фотопечати. Единственный выход в таком случае – проектировать спасителя сельского хозяйства из элементов и узлов других машин и механизмов в ближайшем радиусе, пуская их на разборку. Моя задача как конструктора и технолога значительно усложнится, но как рабочего – будет легко устранена преграда собственной некомпетентности.
А теперь предположим, что армия ежиков-мутантов движется в направлении столицы империи и правительство заказало мне производство боевых роботов партией миллион штук в год. Оно и понятно, ежики-мутанты – это вам не саблезубые кролики, с ними надо жестко. Я могу спроектировать от сборочного чертежа всего робота до чертежа последней шайбы, от электрической схемы до кода программы, разработать технологию автоматизированного изготовления и спроектировать саму роботизированную линию, сконструировать необходимую оснастку и приспособления, даже цеха и завод, на котором все это безобразие будет твориться.
И вот я расхаживаю в строительной каске по Грандиозной Стройке, оглядывая барским взором детище рук своих, с чертежами в левой руке и палкой начальника в правой. Тысячи маленьких обезьянок-астронавтов снуют вверх-вниз по лесам, возводя завод-гигант. Но у меня скверный характер, склонный к деспотизму и достижению победы любой ценой. С каждым днем стройка главного завода империи будет все больше уподобляться строительству древнеегипетских пирамид – пот, кровь и слезы. Часть обезьянок будет ленива, как стадо слонов, как любой рабочий, как последний колхозник. Вынужденный постоянно подгонять их палкой, я в итоге забью часть строителей насмерть. Часть начнет пить – я не потерплю алкоголиков на работе и забью их палкой. Сколько бы главный инженер не продумывал технику безопасности, но все же найдутся обезьянки-астронавты, желающие сунуть голову камеру конвекционной печи или засыпающие над аргоновой сваркой. Оставшиеся сотни марширующих леммингов в касках, возмущенные условиями труда, жестокостью верховного главного инженера и смертью товарищей, – восстанет. Я не терплю нарушения субординации – забью всех палкой начальника.
Даже, если территория землевладения будет достаточно большой и богатой полезными ископаемыми как суметь добыть все необходимое для изготовления?! При наличии справочников я смогу, конечно, разработать технологию изготовления нужных для данного производства марок стали, но я совершенно не знаю, что делать с добытой рудой. Та даже как эту самую руду сначала отыскать в земле, а потом добыть! Знаю как написать программу для микропроцессора и как ее туда зашить, но совершенно без понятия, как этот микроконтроллер изготовить с нуля. Собрать миллион работов из того, что есть под рукой уже не получится. Все плохо. Когда орды обезьянок-астронавтов исчерпают себя, когда восставшие роботы перестанут производить вещи, ставшие для меня повседневностью, - моя вселенная кончится, моя вселенная вернется к каменному молотку и начнет новый виток.
В сухом остатке имеем. Я существую лишь в сложившейся парадигме западной цивилизации, только в устоявшейся социально-производственной структуре. Один в поле – не воин. [В рамках моей существующей вселенной.] К сожалению.