Наверное, следуя примеру пролетарских красных комиссаров хочется не промолчать, а нацарапать на каждом памятнике: «Я институтов не канчал!» Почти сто часов непрерывных киносеансов выкристаллизовали мысль о недоступности моему пониманию европейского арт-хауса. Интеллектуальное европейское кино вызывает скуку. Я повторяюсь. Феллини и Кустурица старались не для меня.
Но чаще всего цепляют именно европейские авторы. Min Bedste Fjende («Мой лучший враг») как раз из таких крючков. Весь этот театр очень напоминает эстонский «Класс» (v) и совсем датский «Догвилль» (v). И даже не столько общностью сюжета, сколько субъективной близостью идеи.
В очередной раз посмешили комментаторы: «... порсто насмотрелисть таких вот ужасов или слишком долго ночами играли в жестокие игры в компютаре что им уже не понять где реальность а где игра...» Это ж насколько барби нужно быть, чтобы попугайничать фразами из газетных вырезок?! Да-да, обязательно запретить подобное кино к показу, обязательно. А дети от аистов берутся, ага, потому что в Советском Союзе секса нет. Смешная и нелепая страусиная попытка уйти от неудобных вопросов.
А субъективная общность картин одна – месть. Хотя авторы могут об этом и не догадываться. Но на то она и субъективность.